Как мотивировать персонал ресторана?

Эффективные способы для успеха вашего бизнеса
Еда и обслуживание — это два фактора, которые формируют репутацию ресторана.

Чтобы готовить вкусную еду и предоставлять высокий уровень обслуживания, нужно создать благоприятные условия для персонала. Поэтому правильная мотивация сотрудников — ключ к достижению высоких финансовых результатов заведения.

Еще одной проблемой ресторанной индустрии, которую способна решить мотивация, является сложность удержания квалифицированного персонала. Сотрудники могут уйти в другое заведение из-за того, что они не ощущают ценности своей работы, не чувствуют, что их ценит руководство. Текучесть кадров в ресторане негативно влияет на продуктивность бизнеса. Ухудшается моральное состояние персонала, а в последствии — качество блюд и сервиса.

Высокая текучесть персонала не только снижает средний уровень обслуживания в ресторане, но и влечет за собой огромные расходы, связанные с непрерывным процессом найма и обучения новых работников.

Как сделать так, чтобы персонал чувствовал себя продолжением бренда ресторана — заботился об его имидже и прилагал максимум усилия для повышения дохода? Ответы в статье.

Материальная и нематериальная мотивация персонала

Мотивация персонала — это действия направленные на побуждение сотрудников к эффективной работе и достижение целей компании. Правильно продуманная система мотивации позволяет удовлетворить потребности сотрудников и повысить их удовлетворенность работой.
Мотивация персонала бывает двух видов:
  • Материальная мотивация
    Воздействие на сотрудников с помощью материальных стимулов, таких как зарплата, премии, бонусы и т.д.
  • Нематериальная мотивация
    Применение нематериальных стимулов, таких как признание, статус, ответственность, возможность карьерного роста и т.д.
Материальная мотивация является наиболее распространенной формой мотивации персонала. Она направлена на удовлетворение основных потребностей сотрудников — питание, жилье и т.д. Материальная мотивация не всегда является эффективной. Например, «хорошая» зарплата сама по себе не может быть мотиватором. Если работодатель предлагает зарплату выше, чем у конкурентов, это не мотивация, а гигиенический фактор.

Гигиенический фактор — это то, что удерживает сотрудника на его рабочем месте. К ним относятся такие факторы, как:

  • Политика компании — культура, ценности, принципы работы компании.

  • Условия труда — рабочее место, оборудование, безопасность.

  • Величина заработной платы — уровень доходов сотрудника.

  • Межличностные отношения — отношения с коллегами, руководителем, клиентами.

Нематериальная мотивация направлена на удовлетворение более высоких потребностей сотрудников:

  • Признание — чувство собственной значимости, уважение со стороны коллег и руководства.

  • Развитие — возможность профессионального роста, обучения, саморазвития.

  • Смысл — ощущение того, что работа приносит пользу обществу.

Предлагаем ознакомиться с самыми популярными способами мотивации персонала в ресторанах и возможность их реализации в системе управление управления ресторанами Syrve экспертами Смарт кафе.

8 способов мотивировать персонал ресторана

1. Мотивационные бонусы и штрафы

Зарплата является важным мотивирующим фактором в мотивации персонала. Но обычного повышения зарплаты для эффективной мотивации недостаточно. Нужно внедрить тщательно продуманную систему бонусов, которая будет стимулировать сотрудников работать еще лучше.

Одноразовое повышение зарплаты работает на первых порах, в то время как система бонусов имеет более продолжительный эффект — бонусы выплачиваются в случае успешного выполнения должностных обязанностей.

Эксперты Смарт кафе рекомендуют использовать для мотивации бонусы за продажу определенных блюд. В этом случае заведение увеличит чистую прибыль за счет продажи блюд с высокой маржой, а сотрудник получит прибавку к зарплате.

Также эффективным способом мотивации являются бонусы за % от личных продаж. При достижении очередной цифры плана % увеличивается.

Система управления ресторанами Syrve позволяет значительно упростить работу над созданием и ведением мотивационной программы для персонала ресторана. Для этого предусмотрен специальный конструктор мотивационной программы, в котором задаются все необходимые условия начисления бонусов для персонала.
Syrve позволяет автоматизировать такие варианты мотивационных программ:
  • 1
    Прогрессивный процент с продаж
    Сотрудник получает процент от продаж, сделанных за указанный вами период. Персонал больше продает и получает за это процент — чем больше выручка, тем больше процент. Одновременно ресторан получает больше прибыли.
  • 2
    Премия за блюдо или за блюда из определенной категории
    Мотивация продавать блюда, маржинальность которых выше. Например, в план официанту можно поставить продать 10 бургеров с указанием бонусов за каждую проданную позицию. При продаже на сумму:
    • 2000 грн — он получит премию 10 грн за каждую позицию,
    • 5000 грн — премия будет 20 грн за каждую позицию.
  • 3
    Процент с продаж для кухни или других производственных подразделений
    Мотивационная программа с учетом места приготовления блюд. Например, процент от продаже для повара будет начислятся только на блюда, которые готовились в холодном цеху.
  • 4
    Премия за план по выручке
    Сотрудник будет получать вознаграждение, когда закроет смену на указанную в условиях мотивационной программы сумму.
  • 5
    Мотивационная программа для управляющего
    Премия начисляется за выполнение заведением месячного плана продаж. Процент премии растет, если план перевыполнен.
  • 6
    Фиксированная сумма выручки
    Премия будет выплачена всем сотрудникам, которые отработали смену, при условии, что выручка за смену будет выше указанной суммы.
  • 7
    Премии для барменов
    Если в ресторане есть несколько баров, которые отличаются по уровню посещаемости, тогда барменам начисляется различное вознаграждение за продажу одних и тех же блюд. Для этого создаются две мотивационные программы, одна для баров с низкой посещаемостью, а другая — для баров с высокой посещаемостью.
  • 8
    Премии для кассиров
    Премия за фиксированную сумму выручки.
  • 9
    Премия за блюдо в составе заказа
    Сотрудники получают фиксированную сумму за каждый заказ, в котором присутствуют блюда определенной категории.
Функционал системы управления ресторанами позволяет подробно расписать условия и автоматизировать расчет мотивационной программы для каждой группы сотрудников ресторана (отдельно для бара, кухни, курьеров).

Сотрудники легко могут проверить информацию об участии в мотивационной программе у себя в личном кабинете. Это позволяет еще больше стимулировать персонал достигать поставленных целей по продажам. При начислении заработной платы все бонусы сотрудников подтягиваются в отчет по зарплате, что очень удобно для бухгалтера.
Личный отчет сотрудника для повышения мотивации

Расчет мотивационных бонусов отнимает время?

Автоматизируем этот и другие процессы в заведении!
2. Гибкий график

Позвольте персоналу участвовать в составлении расписания. Согласно исследованиям больше 56% сотрудников счастливее, если у них более гибкий график. Согласитесь, ведь если работник на смене будет постоянно думать, что пропустил день рождения бабушки, то его продуктивно будет намного ниже. Вы не можете предложить такой же гибкий график, как в офисных условиях. Удаленная работа не входит в число тех стимулов, которые можно предложить сотрудникам ресторанов. Однако гибкий график для сотрудников ресторана вполне достижим.

А как насчет сотрудников-миллениалов? По данным исследования Forbes, 92% представителей этого поколения считают гибкость главным приоритетом в работе.

Сотрудники не могут диктовать, как работает ваш ресторан. Но прислушайтесь к их идее о лучшем балансе между работой и личной жизнью, чтобы стимулировать их работать усердно, когда это возможно.
3. Инструменты, удобные для сотрудников

Чтобы сотрудники получали удовольствие от работы, нужно обеспечить их современными технологическими решениями, а не заставлять их работать морально устаревшими методами (записывать заказ в блокнот и бежать на кухню, чтобы передать его повару).
Замените обычный блокнот на электронный блокнот SyrveWaiter, который позволить увеличить скорость и качество обслуживания, а это в свою очередь увеличит продажи. Система позволяет официантам видеть актуальное меню, быстро обрабатывать заказы гостей прямо у столика и передавать их на кухню.

Если у повара на кухне еще нет экрана, а вместо него стоит старый принтер, а управляющий для контроля показателей заведения вынужден все время находится в заведении, вместо того, чтобы осуществлять контроль показателей удаленно, то можно вас "поздравить" — это рецепт выгорания всех сотрудников, который со временем приведет к катастрофе.

Рекомендуем обеспечить персонал необходимыми технологическими устройствами, работа с которыми будет проста и удобна, позволит избегать ошибок и больше продавать.
4. Сплоченный коллектив

Коллективы, которые доверяют друг другу, работают лучше, поэтому сотрудники должны быть знакомы друг с другом и чувствовать себя комфортно. Хорошие отношения сложно сформировать в процессе работы. Поэтому необходимо идти дальше и организовывать для сотрудников мероприятия по сплочению коллектива. Например:
  • делайте ежегодные совместные встречи,
  • отмечайте праздники,
  • проводите командные тренинги и прочее.
Позвольте сотрудникам общаться и отдыхать вместе, можно разработать тренировочные смены, когда нет сильной загрузки по работе. Самое главное — общайтесь с сотрудниками и узнавайте их получше. Позвольте всем вместе посмеяться и немного рассказать о своей жизни вне ресторана.
5. Возможности для обучения и карьерного роста

Чтобы лучше мотивировать персонал рассмотрите возможность инвестирования в программы подготовки, обучения и последующего карьерного роста. Многие работники, ели не будут видеть перспективу роста в карьере в вашем ресторане, будут искать ее в другом.

Обучение, особенно обучение работе с программами для автоматизации, которые значительно упрощают работу специалистов, — это отличный стимул. Более подготовленный персонал принесет больше прибыли ресторану.

Рекомендуем курсы по работе с Syrve для управляющих, бухгалтеров-калькулятор и финансовых менеджеров от Учебного центра Syrve.
6. Поощрения сотрудников

Руководство может выразить благодарность простым методом — поблагодарив сотрудника за исполненную работу и пожелав ему хорошего вечера после рабочей смены. Можно также поздравлять персонал с юбилейными датами их работы в команде ресторана сувениром или же премией.

Более продуманный вариант поощрения — это бесплатные позиции с меню или скидки на заказы в вашей сети ресторанов. Это прекрасное вознаграждение для работников, которые весь день вдыхают вкусный запах с кухни.
7. Формирование благоприятной рабочей среды

Создайте позитивную, благоприятную рабочую атмосферу и сформируйте корпоративную культуру. Корпоративная культура играет важную роль в мотивации сотрудников. Она формирует ценности, общее видение и нормы поведения, создавая чувство принадлежности и ценности среди персонала.

Обеспечение профессионального роста, содействие работе в команде и выделение ценностей и миссии ресторана могут быть мощными источниками мотивации. Это помогает повысить удовлетворенность сотрудников, снизить текучесть и улучшить общий успех ресторана.
8. Награждение за званием

Иногда лучшим стимулом для сотрудников ресторана являются награды. Проверенным и надежным методом повышения эффективности работы персонала является премия "Сотрудник месяца". В ресторанном бизнесе это работает исключительно эффективно.

Почему? Потому что у вас есть несколько различных показателей, позволяющих оценить, кто в этом месяце превзошел все ожидания. (В сводной таблице о зарплате, которая формируется программным обучением, установленным специалисты Смарт кафе, можно увидеть, кто из сотрудников проработал больше за всех часов или сделал больше выручки).

Наградой за звание "Сотрудник месяца" может быть исключительное право для этого сотрудника обслуживать VIP-столики - это дополнительная возможность заработать больше на чаевых от VIP-гостей.
Премии за звание "Сотрудник месяца" можно персонализировать. Например, победителю, который любит книги, можно подарить книгу, а кто любит кино — билет в кинотеатр.

Как бы вы ни решили поощрять сотрудника месяца, убедитесь в том, что вы последовательны и справедливы. Всем нравится здоровая конкуренция, но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы она переросла в борьбу.

Мотивационная система должна быть сбалансированной и включать в себя как материальные, так и нематериальные факторы. Только в этом случае она будет эффективной и позволит компании добиться высоких результатов.

Хотите автоматизировать мотивацию персонала?

Закажите бесплатную консультацию с экспертом по автоматизации ресторанов и кафе.
Мы в соцсетях