В 90-е годы я встал за барную стойку в Киеве, работал в лучших питейных заведениях. В 2004 году мне предложили партнерство в Севастополе. Я приехал туда, чтобы помочь знакомым открыть ночной клуб. За неделю я обустроил бар, поставил механизм работы и обучил сотрудников. В это время познакомился с человеком, который предложил мне стать партнером в пляжном баре.
Было тяжело сначала. Я ведь нигде этому делу не учился. Не было тогда менторов, которые тебя научат, расскажут как считать, делать учет грамотно. Как-то я сидел на пляже с распечаткой списка коктейлей и партнер спросил: "а какова себестоимость этого"? И тогда я понял, что надо учиться. Самостоятельно расширять кругозор, обрастать знаниями в ресторанной сфере уже на другом уровне.
Ездили по барам, знакомились с коктейльными картами, пробовали, узнавали новое, заимствовали, миксовали и делали что-то свое. Пол Маккартни из "Битлз" рассказывал, как они начинали с парнями свою деятельность. Они знали 2-3 аккорда на гитаре и знали, что кто-то, в Манчестере знает еще парочку других. Тогда они ехали в Манчестер за знаниями. Также примерно и я учился. Негде было больше черпать информацию, кроме как в других барах и у хороших барменов-грандов с опытом.
Мне повезло, я в свое время попал в бар "Козырная карта". На одной смене работало по 13 барменов, был очень сильный конкурс на позицию бармена. Там я получил огромный опыт, там шел год работы за пять, собралась вся элита барменского дела, это было моей школой.
Когда я приехал в Севастополь, понял, что там бутылка вермута и сырная нарезка, которую, зачастую, приносили с собой — это норма. Для меня это была паника. После "Козырной карты", где бутылка "Кока-колы" емкостью 0,25 стоила 24 гривны. И первая реакция была — отторжение.
Однако, подсознательно я понимал, что это поле для моего развития, чтобы показать себя, что есть, где развернуться. В итоге, за эти 15-16 лет нам удалось воспитать потребителя в Севастополе и не только. Мы подняли культуру ресторанного дела на другой уровень и воспитали ни одного ресторатора, бармена, администратора, менеджера, которые сейчас успешно ведут свою деятельность.
Главный твой багаж в ресторанной индустрии — это гость. Без гостя — ты никто. Свой кредит доверия мы зарабатывали 15 лет. Когда-то мы управляли с партнером вдвоем одним рестораном и это был кайф. Когды ты держишь руку на пульсе, всем управляешь, сотрудников и кухню контролируешь сам, меню, экономику. Это то, ради чего я вообще приходил в ресторанную индустрию.
У нас был большой опыт открытия ночных клубов, летних террас, охотничьи ресторанов. Как следствие, большое число инвесторов, партнеров из различных сфер. Это свои сложности, тк разные сферы имеют разный подход к бизнесу и разные ожидания, что является почвой для конфликта. Со временем, конечно, набравшись опыта мы остались трое - я с двумя партнерами, с которыми научились работать и комфортно.
Мы превратились в большую компанию, наняли хорошую креативную команду для развития сети франчайзинга. 15 франчайзинговых объектов уже продано нами.