Мне трудно прогнозировать как изменится весь рынок, предпочитаю говорить о практических вещах относительной работы нашей компании. Ясно, что мы точно оставим сервис доставки. Мы должны быть готовы ко второй волне, если она будет. Что мы будем доставлять, каким образом, в какой упаковке — мы уже продумываем это. До карантина такого фокуса не было не только у нас, но у 95% заведений, на мой взгляд.
Сейчас время упростить свое видение на бизнес, не цепляться за сложные концепции, имидж, преданность высокой ценовой нише. Сейчас важно делать простые, недорогие вещи, но делать их круто. Это мировые тенденции. Многие задумываются, а кто-то уже воплощает — трансформирует свои рестораны в кулинарию, бургерные, пиццерии.
Конечно, это не навсегда. Когда ситуация стабилизируется, люди захотят большего — сходить в ресторан с интересной, особенной атмосферой и, главное, у них будет такая возможность. А пока мы шагнем все назад — к основам ресторанного бизнеса. Многие именитые шеф-повара вместо выступлений на различных конференциях, встанут у плиты на кухнях своих ресторанов, рестораторы станут сами обслуживать гостей, будут заниматься сервисом.
Безусловно, вся цепочка участников ресторанного бизнеса: от гостей до рестораторов и поставщиков, станут беднее. За аренду уже никто не может платить прежние суммы. Во время карантина владельцы помещений, локаций наших заведений, пошли нам на встречу и, почти все, значительно снизили арендные ставки. Некоторые пошли на огромные уступки и отменили аренду, оставив только определенный процент на содержание помещений. Многие понимают, что мы все связаны и заинтересованы друг в друге.
Это время договариваться. Новые арендные ставки, дебиторская задолженность, новые ставки оплаты сотрудников, новые условия логистики. В этом смысле мы все сейчас являемся полноценными стартаперами. Но стартап легче создавать с чистого листа, а у нас, у тех у кого много заведений, большие хвосты - аренда, сотни сотрудников. Это большая и тяжелая работа, и ближайший год я намерен уделять только этому свое время и максимально сосредоточиться на оптимизации всех наших заведений.