Очень весомую долю в моей прибыли занимает консалтинг в ресторанной сфере. Знания — это невероятная сила, но при этом, в последнее время, я начал зарабатывать деньги, отговаривая людей не открывать рестораны. Как бы это не было грустно и смешно одновременно. Ко мне недавно приехал мой товарищ, моряк, все хорошо с достатком.
Он приехал ко мне с горящими глазами и говорит: Андрей, хочу открыть ресторан, какого нет в городе. Он очень узкого сегмента. За 20 минут разговора он перехотел открывать ресторан, и мне было достаточно грустно разбивать его идею. Я ему приоткрыл глаза на то, сколько подводных камней, сколько аспектов надо знать и понимать, в которых надо разбираться, вариться, о которые нужно обжечься, потерять деньги свои или чужие, а потом их вернуть для того, чтобы понять, что это такое в реальности. Я объяснил ему, что могу привлечь на аутсорсинг грамотных маркетологов, которые продумывают раскрутку, привлечение, работу с блогерами, работу с продвижением и соцсетями, я организую работу с профессиональными дизайнерами, которые разработают интерьер и экстерьер, сдадут план работ под ключ вместе с материалами. Я займусь подготовкой персонала, зала, кухни, операционной сети и так далее. Это мы сделаем. Мы подключим моего главного бухгалтера, который это все сделает и все правильно заведет. Мы это все сделаем и запустимся. Я передам ему ключи от Феррари, но кто будет на нем ездить? У него двое детей, близняшки, еще нет и года, он профессиональный моряк, собственник своего бизнеса, который откровенно будем говорить, не понимает, что такое ресторан. Говорю ему: «Ты не хочешь просто кафе, кофейню или кондитерскую? Ты хочешь полноценный ресторан?»
Я могу написать книгу в двух томах, как украсить ресторан. Я это сделал бы только для того, чтобы не воровали у меня. Как есть. Поверь, не понимая механики взаимодействия, ты не можешь контролировать свой персонал. Я скажу так: я профессиональный шеф-повар, я бренд-шеф-повар, но всегда хотел стать управляющим ресторана потому, как я до сих пор считаю, правильное грамотное направление ресторана новой волны, кто как не шеф-повар знает куда надо двигаться. Но, опять же, без поддержки грамотного маркетолога и внутреннего менеджмента ничего не получится. Но если мы говорим, что это ресторан, и люди в ресторан в первую очередь приходят поесть, а уже потом потусить и выпить, то кто как не шеф-повар знает что они хотят.
А что касается внутренней работы — я человек полета и фантазии, иногда не совсем по кайфу мне стоять в очереди какой-то государственной структуры и решать какой-то вопрос, касающийся парковки, рекламы или архитектуры города. Но это обратная сторона медали управления рестораном. Опять же это война с соседями. Это отдельный пункт страниц на 10 в моей книге «Почему тебе не нужно открывать ресторан», которую я когда-нибудь обязательно напишу. По соседству есть дом, где живут невменяемые люди, которые бросали стеклянные банки в наших поваров. Пришлось вызывать полицию. Мы даже одну соседку отселили в другой район города. Все, что вы видите вокруг, — вся плитка, ремонт фасада, парковочные места, все это мы делали сами за свой счет. Работа с поставщиками, заказчиками. Вот сейчас работа с нитратами. Пошли первые арбузы, дыни, персики, все это на входе в ресторан проверяется и далеко не все продукты проходят проверку. Работа ресторана сложная, но очень интересная.