Сидели мы как-то с одним моим знакомым в центре Одессы, в "итальянской" пиццерии. Честно, название уже не вспомню. Пообщались, поужинали. Нам принесли счёт, мы расплатились и вдруг от официанта рухнула такая неприметная фраза: "Почему столько? Разве что, я вас плохо обслуживал?!". В том плане, как вам не стыдно, заказали на 300 гривень, а оставили на чай 30 гривень!
Честно скажем, был весьма удивлён, поскольку 10% – это стандарт, но официант почему-то обиделся и сделал такой вид, якобы мы ему должны дать 50% от полной суммы.
На самом деле, чаевые – весьма привычный элемент сферы обслуживания, особенно в крупных городах. С этим сталкиваешься каждый раз, когда идёшь в ресторан и даже не вникаешь в суть самого явления, давать кому-то деньги за исключительное к тебе отношение (мол, мы побегаем, а ты нам вдвойне отстегнёшь). Иногда доводится читать на Facebook, что чаевые – кромешное зло.
Давайте разберёмся:
"Чаевые" принято давать практически повсеместно, пожалуй, кроме некоторых стран Востока. Но только в наших заведениях, люди c кислым выражением лица, могут тебе рассказывать, сколько бы миллионов они хотели заработать. А всё почему? В нормальных цивилизованных странах весь персонал конкурирует за качество обслуживания. На Западе официанты, таксисты получают достойную заработную плату, а чаевые – лишь приятный бонус. Поэтому на западе каждый держится за своё место и никогда не позволит себе упрекнуть за «чаевые». У наших же чаевые – это большая часть дохода, ведь с нормальной зарплатой скупятся даже солидные заведения. Официанты не зарабатывают, а добывают себе заработную плату?!
Но вопрос о необходимости чаевых, их разрешения и запрета, временно поднимается во многих странах. В цивилизованном мире, чаевые являются безусловной традицией, от которой нельзя отойти.