Регулярный анализ помогает принимать важные решения для увеличения прибыли и мотивации сотрудников с целью акцентирования внимания посетителей на конкретной позиции.
Четко решить, как повысить эффективность меню и определить топовые позиции можно с помощью трех методов: ABC-анализ, метод Касавана-Смита, метод Дэвида Павесика.
ABC-анализ
Способ анализа, когда товарные позиции ранжируются по 3-м параметрам: продажи, маржа, выручка, и распределяются на группы по степени влияния на результат. ABC основан на принципе Парето – 80/20. 20% усилий дают 80% результата и наоборот.
Такой тип портфельного анализа помогает в формировании среза по марже и спросу. Вся суть заложена в названии:
· A – спрос (количество продаж блюда или категории позиции, которые анализируют).
· B – оборот (генерация: цена для посетителя минус себестоимость).
· C – заработок (определение, какой доход приносит одна порция, есть ли смысл предлагать его в последующем).
Если анализ показывает средние обороты при маленьком спросе, высокой марже, отказываться от позиции не стоит, поскольку она помогает ресторану зарабатывать. Есть смысл ставить ее в up-sell.
Метод Касавана-Смита
Портфельный анализ, основанный на популярности и маржинальной прибыльности. Назван в честь американских консалтеров сферы ресторанного бизнеса – Дональда Смита и Майкла Касаваны. Разделяется на 4 ранга:
1. Звезда. Популярное блюдо у гостей, благодаря которому ресторан получает прибыль.
Спрос: высокий.
Маржа: высокая (высокая цена и/или низкая себестоимость)
Рекомендация: Оставить без изменений.
2. Рабочая лошадь. Популярное блюдо у гостей, которое не приносит много прибыли.
Спрос: высокий.
Маржа: низкая (невысокая цена или высокая себестоимость).
Рекомендация: Снизить фудкост за счет внесения изменений в рецептуру.
3. Загадка. Непопулярное блюдо, которое способно приносить значительную прибыль при увеличении объема продаж.
Спрос: низкий.
Маржа: высокая (высокая цена и/или низкая себестоимость)
Рекомендация: Стимулировать продажи с помощью техники upsell. Если результата нет, рекомендуется убирать из меню.
4. Собака. Непопулярное блюдо, которое не приносит много прибыли.
Спрос: низкий.
Маржа: низкая (невысокая цена или высокая себестоимость).
Рекомендация: Удалить из меню.
Маржинальность (низкая/высокая) определяется относительно среднего показателя по структуре продаж.
Каждый ресторан, безусловно, оценит звезды и с недоверием отнесется к собакам. Поэтому очень важно находить правильное решение – поддерживать звезд и искать способы заменить собак на выгодные позиции, которые увеличат прибыль.
Что касается рабочих лошадок, то необходимо стараться сделать их более прибыльными. Например, путем повышения цен или снижения себестоимости.