Финансовое планирование заведений общественного питания позволяет прогнозировать расходы и прибыль, определять ожидаемые доходы и будущие финансовые обязательства. Это в свою очередь дает возможность правильно рассчитать точку безубыточности, обеспечить ликвидность для оплаты счетов, налогов и заработной платы работников, выявить нецелесообразные расходы, а также принимать правильные и своевременные решения по инвестированию в развитие определенных направлений и изменение ценовой политики.
Совет! Чтобы избежать ошибок, финансовое планирование и формирование отчетности лучше доверить работнику с соответствующей квалификацией и опытом. Если в вашей команде нет такого человека или недостаточно опыта управления бюджетом с помощью систем автоматизации, рекомендуем пройти обучающие курсы.
Как правило, финансовое планирование для ресторана состоит из четырех ключевых этапов.
Первый этап – анализ текущего состояния финансов, в ходе которого рассматриваются основные отчеты и показатели:
- Прибыль и убыток (P&L). Оцениваются доходы от продаж, стоимость реализуемой продукции (COGS), операционные расходы и чистая прибыль.
- Движение денежных средств. Отслеживаются все каналы поступлений и выплат.
- Баланс. Определяются все активы, обязательства и доля собственного капитала.
- Исторические данные. Изучаются тенденции продаж, влияние сезонности, размер среднего чека и другие показатели за предыдущие периоды работы заведения.
Второй этап – прогнозирование доходов, которое основывается на исторических данных работы заведения
(*если речь об уже работающем бизнесе), уровне влияния сезонности, будущих мероприятиях
(праздники, акции и т.п.), мощности бизнеса
(количество мест, оборот столов), среднем чеке и маркетинговых расчетах по запланированным показателям эффективности рекламной кампании. *Для нового заведения обычно принимаются ориентировочные данные после анализа рынка и конкурентов.
Третий этап – планирование затрат, которое учитывает:
- Переменные расходы (Variable Costs), зависящие от объема продаж, стоимости продуктов/себестоимости блюд (Food & Beverage Costs), заработной платы персонала на сдельной оплате и мер по оптимизации закупок и минимизации отходов.
- Постоянные расходы (Fixed Costs), не изменяющиеся относительно объемов продаж: стоимость аренды помещения, заработная плата штатного персонала с фиксированными ставками, коммунальные услуги, платежи по кредитам и лизингу, страхование, маркетинг, обслуживание техники, налоги, лицензии и т.д.
Последний четвертый этап – составление бюджета, что выражается в форме детального плана доходов и расходов на определенный период времени. Это может быть план на месяц, квартал или год. Считается правильным, если он реалистичен и без завышенных ожиданий, учитывает все статьи расходов и доходов, а также позволяет легко адаптироваться под изменения рынка.
Совет! Чтобы эффективно планировать расходы и доходы, примите за основу финансовую модель, соответствующую направлению вашего заведения.