Есть притча о том, как один человек, у которого родился ребенок, пару месяцев спустя, пришел к мудрецу, чтобы заранее получить совет, когда надо начинать воспитывать ребенка. Мудрец спросил, помещается ли ребенок поперек кроватки в положении лежа. Человек ответил, что уже нет, поскольку ребенку несколько месяцев и он подрос, поэтому помещается только вдоль кроватки. На это мудрец ответил «уже поздно начинать воспитывать».
С ресторанами та же история: открытие ресторана – это серьезный проект. Лучше на начальном этапе делать это с участием профессионалов – это поможет избежать лишних потерь ресурсов и сэкономить время. При этом надо заметить, что привлекать специалистов можно как для небольших консультаций, так и для более плотного участия в проекте. В ходе планирования возможно рассмотреть несколько вариантов и выбрать лучший, не набивая шишек в будущем: на бумаге можно перечеркать все – она стерпит.
Поскольку стандарты - это лучший способ выполнения работы, было бы хорошо этот способ найти не в процессе долгих лет работы, проб и ошибок, а разработать, используя эффективные инструменты анализа бизнес-процессов и смоделировать, после чего наиболее удачные варианты отработать на практике. Таким образом, на основе этой работы, в компании появится программа обучения, на основе которой можно разработать программу стажировки. После этого у компании будет возможность принимать на работу хороших людей, у которых нет профессии, но есть гибкость и желание учиться, достигая высоких результатов. Таким образом, сотрудники сразу перенимают правила компании и стандарты. Выполнение всех требований со стороны компании должно быть беспрекословным. Кроме того, это должно быть одним из условий продвижения по карьерной лестнице, и предпосылка для высокого уровня работы всего персонала, потому, что создается среда, в которой возможно быстрое формирование навыков, поскольку все сотрудники вокруг делают все в соответствии со стандартами, а ничто так хорошо не учит, как личный пример.
Когда же в компанию приходят новые сотрудники, у них есть опыт работы в других компаниях, и если им не предлагают стандартов работы, они делают так, как это было принято там, где они работали раньше. И тогда сложно работать четко и слаженно, потому что каждый человек одну и ту же операцию выполняет по-разному, и каждый учит другого по-своему.
Менять что-либо, когда предприятие уже много лет работает, более затратно, ведь вместе с внедрением стандартов придется еще работать с возможным сопротивлением команды нелояльных сотрудников, решать вопросы с увольнением и подбором новых, заниматься текущими задачами и проблемами, т.п.
Отдельно хочется сказать о культуре компании. Очень важно постоянно улучшать качество в своей работе, и чем быстрее цикл изменений, тем быстрее их заметят гости. Необходимо достичь того, чтобы хорошей привычкой в компании для каждого сотрудника стало проявление инициативы, направленной на постоянное улучшение качества работы. Отдельно взятый сотрудник лучше всех в компании понимает и знает работу, которую он выполняет, так как он непосредственно участвует в процессе, но вносить инициативу сотрудники не спешат, потому что к ним не прислушиваются, их критикуют, оценивают, не выполняют обещания, данные им. Чтобы сотрудник проявлял инициативу добровольно, необходимо его поощрять, используя навыки эффективного общения - быть внимательным к его замечаниям, задавать уточняющие вопросы, чтобы понимать, что именно предлагается, благодарить за инициативу, обсуждать идеи и внедрять лучшие варианты предложений. Наличие рядом живого примера увеличивает уважение к коллегам, а в сочетании с доверием, которое основывается на личностных качествах – честности, умению выполнять обещания и хранить чужие секреты, ведет к усилению влияния. Таким образом, формируется культура влияния за счет уважения и доверия, а не штрафов и административных наказаний. В такой культуре сотрудники раскрывают свои таланты, чувствуют себя значимыми и вовлеченными в работу и жизнь предприятия. Не просто лояльные коллективу, а потом уходят всей командой за шеф-поваром в другое заведение, а лояльны компании, за счет того, что каждый из них чувствует себя значимым и причастным.