У меня как-то так получается, что если идет легко на уровне идеи, то и проблем особых нет в дальнейшем с реализацией, все идет хорошо. А если какие-то сложности и есть, то понимаешь часто, что где-то сам перемудрил.
Открывали "Будка-бар" с Беленко при небольшом заводике, который варил пиво. Нас попросили открыть небольшое заведение на 25 человек, где это пиво могут попробовать и рядом купить. Был очень классный дизайн от Беленко. Я ввел всего 9 позиций блюд, которые действительно хочется есть под пиво. Очень хорошего качества по исполнению и качеству продуктов. Ничего экстраординарного и экзотического. Но проект сработал. Владельцы и сами не ожидали такого ажиотажа. Место привлекает людей разных социальных статусов, там можно встретить и прокурора, и мужика из соседнего гаража. Были очереди, чтобы присесть и попробовать пиво. Это мечта любого ресторатора — когда у тебя за коммунальными столами полная посадка, когда много народа и все миролюбиво, но весело. У нас получилось заведение, которое запоминается. Этот простой проект объединил в себе очень выигрышные сочетания дизайна, кухни, локации и "выстрелил" прямо в цель. Сейчас владельцы расширились до 400 мест летней посадки, проводят крупные ивенты с использованием музыкальной площадки. Популярность осталась по-прежнему высокой.
По другим проектам. Недавно открывал свой ресторан "Публицист" в Киеве. Выбор ресторанов в Киеве огромен. Хочется как-то выделиться в этом изобилии и занять свое место. И приходится хорошо подумать над идеей, ее оформлением и реализацией. Если ты хочешь сделать пиццу, то тебе надо над ней поработать, чтобы это была не простая пицца, которые многие предлагают, а в чем-то она отличается и в чем-то лучше. Я тоже постарался — объехал Неаполь посмотрел, понял, что не совсем то хочу у себя в ресторане, больше склонялся к американской.
Над каждым блюдом ты можешь работать ни день, ни два, ни неделю, а до месяца. Все зависит от проекта, от концепта, от того, что ты можешь и хочешь дать и получить в итоге. Если это пиво, паб, то здесь должно быть все понятно и просто. Вкусная, понятная всем еда, но чтобы в этом она была идеальной. Если это чебурек, то он должен хрустеть и сочиться. Каждое блюдо должно вызывать позитивные эмоции и восхищение. Бывает ты просто мойву жаришь в кукурузной муке, но за ней очередь стоит.
Простые вещи тоже работают. Я к этому давно пришел. Сейчас и в тренде простота, во всем простота - в одежде, в кухне. У меня были проекты, когда я "накручивал" блюдо, делал его сложным и люди приходили как в музей. Они приходят редко, раз в месяц посмотреть на эти блюда-экспонаты и привести каких-то гостей. А мне хочется кормить большую аудиторию. Я в заведениях ставлю борщ, простой борщ, но добавляю к нему какую-то изюминку. Например, борщ с голубцами из бычьих хвостов или борщ с капустой кимчи, с солеными лимонами. Хлеб как домашний, у бабушки. Я сам взбиваю масло. Это требует много работы и творчества. Но именно на эти блюда приходят люди.
Кажется, это такие простые вещи, но важно прочувствовать, что ты многое вносишь в это и тогда тебя ждет успех. На тарелке гость видит что-то простое, но именно это он закажет у меня еще. Хороший вкус, простота, качество исполнения и привнесение себя в блюдо, почтение к еде. Таким же должен быть подход и к ресторану. Иногда за минималистичным дизайном стоит много работы, начиная от разработки концепции до реализации. В результате, гость окунается в определенное атмосферу и если она "его" - он станет постоянным посетителем.